вторник, 16 октября 2012 г.

Ну, заяц, погоди!


«Оплатите за проезд», возможно, в скором времени мы уже больше не будем слышать эту, неверную с точки зрения грамматики, но ставшую привычной фразу в городских автобусах и троллейбусах. 

В губернии готовится переход на принципиально новую систему оплаты проезда в общественном транспорте. В рамках этих планов Самарская Губернская Дума уже приняла  в первом чтении закон, повышающий штраф за безбилетный проезд до 500 рублей. Интересно, что новая система не предусматривает наличие кондукторов. 
Помогут ли эти меры искоренить зайцев? Ведь, наверное, и на это направлены нововведения, преследующие глобальную цель: повысить рентабельность общественного транспорта. Логика простая: во-первых, будут сэкономлены средства на оплату труда кондукторов. Во-вторых, усилится работа контролёров, штрафы станут более эффективными. И польются деньги рекой как от продажи билетов, так и от штрафов! Ой ли?
Геннадий, водитель автобуса маршрута №10 с почти тридцатилетним стажем работы считает, что сокращение кондукторов ни к чему хорошему не приведёт:
- Я застал систему, когда пассажиры сами покупали билеты в кассе автобуса, сами компостировали талоны. Лучше всего с кондуктором. Он практически гарантирует 100-процентную оплату проезда, следит за порядком в салоне. Кстати, работа у них непростая, но малооплачиваемая. А их ещё и самих контролёры штрафуют за всякие нарушения. Тогда вообще копейки получают люди. 
«Вестнику» удалось выяснить, что в среднем зарплата кондуктора сегодня составляет в Новокуйбышевске шесть тысяч рублей. Большинство кондукторов – жительницы Чапаевска. Там, говорят, нет пассажирского транспортного предприятия, негде работать. А к нам в город они ездят бесплатно, на дежурном автобусе. 
- Я работаю лет шесть, - рассказывает кондуктор Татьяна. – Живу в Чапаевске. Конечно же, я против того, чтобы избавились от кондукторов. Где нам тогда работать? Это вообще кого-нибудь волнует – дальнейшая судьба людей? 
Пассажиры тоже в целом «за» кондукторов, мол, удобно, человек лично подойдёт и «обилетит», не надо беспокоиться о проездных талонах. «А что это за терминалы такие? Как ими пользоваться?» - интересуются пожилые пассажиры.  
Если не будет кондукторов, то как оплачивать проезд? Новая система предусматривает электронные варианты оплаты. В Самаре, например, давно действуют транспортные карты. Они сохранятся. Но планируется широко внедрить электронные проездные билеты, чтобы оплату наличкой свести к минимуму. Для тех, кто привык расплачиваться живыми деньгами, обещают сохранить терминалы у водителей – в областном центре таковые имеются. В Новокуйбышевске подобных аппаратов видеть не доводилось. Видимо, потому, что их у нас с успехом заменяют кондукторы. 
И ещё одно принципиальное нововведение: повремённый проезд. Он подразумевает покупку билета, с которым пассажир сможет ездить лишь в течение определённого времени, но зато по разным маршрутам и на разных видах транспорта. Такая система давно действует в странах Европы. Своими впечатлениями поделилась Ольга, наша горожанка, недавно вернувшаяся из Чехии:
- Билет на 30 минут стоит в Праге 24 кроны, на полтора часа – 32. По нему можно ездить на автобусе, трамвае, метро, фуникулёре. Курс чешской кроны сегодня примерно 1,65 рубля. В транспорте есть и электронные часы, и что-то типа электронных компостеров, через которые пассажиры сами «пробивают» билеты: на них печатается время, с которого и ведётся контрольный отсчёт. Сначала меня удивляло, почему люди в метро так торопятся, бегут по эскалатору. Потом поняла: время – деньги. Народ стремится успеть уложиться во временной лимит, ведь кому-то ещё и наземным транспортом добираться. На личном опыте убедилась, что за полчаса можно успеть многое: мы, например, сменили три трамвая, случайно сев не на тот, и добрались таки туда, куда хотели. Правда, впритык и потеряв уйму нервных клеток. Штраф там где-то 400 крон. И ещё сильно напрягает тот факт, что билеты можно купить только в терминалах, в газетных киосках, у кассиров в метро. Однажды около полуночи мы оказались на трамвайной остановке, где ничего из вышеназванного поблизости не было. А ехать как-то было надо… Ну, где зайцы ни пропадали?!

3 комментария:

  1. Рано или поздно к этому все придет, уверен кондукторолв не будет

    ОтветитьУдалить
  2. Наверное только в России еще осталась такая професия кондуктор.

    ОтветитьУдалить
  3. Предпочитающий_Газели22 октября 2012 г. в 13:21

    Однозначно нужно отказываться от кондукторов. Ужас как надоели эти недовольные, то ли жизнью в общем, то ли пассажирами в частности, лица. Нахамил её какой-нибудь "товарищ", обидно, понимаю. Но это отнюдь не означает, что нужно остальным пассажирам грубить и портить настроение.
    Долой этот человечески фактор из общественного транспорта!

    ОтветитьУдалить