пятница, 19 октября 2012 г.

Прирождённые пешеходы


«Если во время первого прыжка ваш  парашют не раскрылся, значит, парашютный спорт - не для вас». Это, конечно, шутка, чёрный юмор. Но на определённые размышления всё равно наводит. 

Вот, например, вождение автомобиля. Ведь есть не просто откровенно бездарные водители, которые опасны на дорогах, но и люди, кому просто, как говорится,  не дано постичь это искусство – управлять авто. 
И как определить, что вождение – это «не для них» как можно раньше, пока они ещё не прыгнули с парашютом, то есть, не сели за руль?
Есть люди, которые даже не пытаются учиться водить. Просто не хотят или убеждены, что у них всё равно ничего получится, возможно, и ошибаясь при этом. К кому-то понимание того, что вождение – это не их конёк, приходит позже. Когда машина куплена и курсы оплачены и окончены.  
- Сомнения в своих способностях у меня появились тогда, когда, едва сев за руль самостоятельно, я сразу угодил в небольшую аварию. Понервничал тогда основательно. Хотя автомобиль и был застрахован, - рассказывает несостоявшийся водитель Андрей (имя изменено). – Следующий мой выезд на проезжую часть тоже закончился маленьким ДТП – мою машину «стукнула» другая. Моей вины в этом не было, но я задумался. А потом мне как-то дал знакомый порулить, так я, едва тронулся с места,  сразу врезался в стоящий во дворе автомобиль. В общем, жена велела продавать машину от греха подальше.  
История этого моего знакомого – хороший пример для самоуверенных бездарей, которые продолжают терзать баранки и пугать участников дорожного движения своим неадекватным поведением. Хотя, чего от них ждать? Ведь для того, чтобы  признаться в собственной водительской несостоятельности и тем самым уберечь и себя, и других людей от потенциальной опасности,  нужно обладать мужеством и интеллектом. 
Специалисты единодушно отмечают, что действительно, есть определённый процент людей, которые не могут освоить вождение, и им лучше не садиться за руль вообще. И это не считая тех, кто не может управлять автомобилем по состоянию здоровья, например, из-за плохого зрения. Вот только как вовремя вычислить таких?  
- Нужно критически, объективно оценить некоторые свои способности. Например, понаблюдать за скоростью реакции, - считает руководитель авто-школы ДОСААФ России Владимир Алюлин. – Если человеку бросаешь мяч, а он его поймать не успевает – явно какие-то проб-
лемы с реакцией. А на дороге это качество необходимо. Или: человек с детства не может научиться ездить на велосипеде. Может, ему и за руль не стоит пробовать садиться? А вот пол и возраст, по моему мнению, решающей роли в способностях к вождению не играют. 
- Тех людей, которым от природы не дано управлять автомобилем, невозможно вычислить ни во время медкомиссии, ни на начальном этапе курсов по вождению, - говорит председатель правления НКО «Фонд содействия милиции» Олег Ким. – Поначалу все курсанты теряются, путают педали. Нужно смотреть, когда человек уже начал ездить самостоятельно. Если и со временем его езда лучше не становится, всё равно не получается, тогда надо бросать, чтобы не быть опасностью на дороге. 
Большое значение в вопросах вождения имеет психология человека. Сотрудники автошкол сами признаются, что хорошо бы было иметь в штате психолога. Ведь такой специалист способен по характеру человека определить и будущий стиль вож-
дения, и предрасположенность к управлению автомобилем. Однако закон не обязывает авто-школы иметь психолога, а если нанимать такого сотрудника, то это приведёт к удорожанию курсов вождения – ведь человеку надо платить за работу. А учёба в автошколе сегодня и так недёшево стоит.  

5 комментариев:

  1. Ольга ЩЕРБЁНОК, психолог самарского регионального социо-психологического центра:19 октября 2012 г. в 11:45

    - Способности к профессиональному вождению автомобилем связаны с природными способностями человека. Именно природные способности позволяют не испытывать страх, быстро повышать уровень профессионального мастерства. Вот есть люди с математическими способностями, есть с гуманитарными, тяготеющие к определённому виду деятельности, например, к работе с механизмами, или, наоборот, равнодушные к чему-либо. Так же и вождение. Знаю семью, где прекрасно водят автомобиль и отец, и сын, совершенно никакого страха. Способности передаются по наследству. Поэтому одним новые умения даются с лёту, а другим приходится прикладывать немалые усилия. По отношению к вождению я бы выделила две категории людей. Первая: «Я хочу водить, но боюсь». Вторая: «Не хочу и боюсь». В первом случае человеку надо много учиться, приобретать навыки, накапливать опыт, и страх уйдёт. А во втором случае не надо ломать себя. При таком психологическом настрое ничего хорошего не выйдет, лучше за руль не садиться во избежание беды.

    ОтветитьУдалить
  2. Даже бездарный водитель лучше талантливого лихача. Тише едешь, дальше будешь - народная мудрость никогда не врет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша я с вами полностью согласна. И считаю зря жена посоветовала мужчине продавать машину, все происходило по неопытности. Не надо быть такими мнительными. Надо верить в себя.

      Удалить
  3. А психологу надо бы знать, что привычка формируется 21 день, а для закрепления 40. И как раз один из способов преодоления страха не избегание этой ситуации, а наоборот ее преодоление.

    ОтветитьУдалить
  4. По наследству передаются дача, квартира)а вождение автомобилем это навык)а как навык появляется у человека? или он тоже по наследству передается?

    ОтветитьУдалить