пятница, 7 декабря 2012 г.

По закону равновесия

Судя по всему, любимое слово Сергея Маркова - «эффект».

Во всяком случае, именно его первый заместитель главы городского округа по финансам и экономическому развитию использовал чаще других во время «делового завтрака», состоявшегося на минувшей неделе.



- Мы встречаемся в период активного обсуждения проекта городского бюджета на будущий год. В нём впервые за последнее десятилетие появилось слово «профицит», то есть, превышение доходов над расходами. Новая экономическая стратегия в действии?

- Не вижу оснований для того, чтобы планировать бюджет 2013 года с дефицитом. Лучше мы, получив дополнительные доходы, откорректируем расходную часть.


- Но горожане уже привыкли к тому, что одним из главных направлений бюджетной политики является борьба с дефицитом.

- Мне, как экономисту, не совсем понятны действия предыдущей команды администрации, которая формировала дефицитный бюджет. Зачем распределять деньги под расходы, зная о том, что у города не будет средств? При этом администрация имела задолженность по кредиту и всё равно на 2012 год планировала дефицит 94-х миллионов рублей. (Сегодня он по ряду причин вырос до 125 миллионов). Интересно также, почему депутаты, многие из которых прекрасно разбираются в экономике, соглашались с таким вариантом бюджета. Получается, обманывали сами себя. Кстати, дефицит собственных средств не позволял принимать участие в некоторых областных и федеральных целевых программах, поскольку мы не могли подтвердить долю софинансирования.



- Куда же теперь делись «лишние» расходы?

- Как вы знаете, пришлось начать масштабную оптимизацию. Например, мы сравнили численность аппарата управления в Новокуйбышевске с другими похожими городами и пришли к выводу, что штаты административного персонала у нас сильно раздуты. Сокращение даст в 2013 году экономию в размере 40 миллионов рублей. К сожалению, это было сделано только в сентябре, когда уже более 50 процентов бюджетных средств оказались израсходованными. До сих пор есть обязательства по заключённым контрактам, которые мы не можем отменить.



- Как теперь быть с освободившимися средствами?

- У нас в городе много проблем, на решение которых катастрофически не хватает денег. Освободившиеся средства мы направим на ремонт дорог, благоустройство двориков, решение проблем ЖКХ. Кстати, в проекте бюджета будущего года особое внимание уделено мероприятиям в сфере благоустройства. Так, будет приобретаться новая техника для уборки улиц. Нужно также постричь газоны, побелить бордюры, словом, сделать город более привлекательным.

- Раньше принято было говорить о «социально ориентированном» бюджете. Похоже, для муниципалитета он являлся своеобразным предметом гордости. Если я вас правильно понял, бюджет будущего года будет не социально, а «коммунально ориентированным»?

- Я бы так не сказал. В бюджете на 2013 год более половины расходных статей имеют социальную направленность. Мы продолжим работу по финансовому оздоровлению бюджетных учреждений, и освободившиеся средства также будут направлены в социальную сферу.



- Находит ли понимание новая бюджетная политика администрации у членов городской Думы?

- Да, при этом, конечно, у них возникает много вопросов. Сейчас нужно убедить депутатов, что бюджет нельзя растянуть «от угла до угла». Закон равновесия - если мы добавим расходы на какую-то статью, значит с другой придётся убирать ровно столько же.



- Доносятся ли до вас голоса обычных граждан, которые тоже хотели бы внести свою лепту в формирование городского бюджета?

- Считаю, что население должно активно включаться в бюджетный процесс. Граждане могут высказывать свои пожелания через Интернет-портал администрации или отправлять SMS-сообщения напрямую главе округа.



- Что обычно пишут в таких сообщениях?

- Многие отмечают, что улицы стали чище. Вообще вопросы приходят самые разные. Глава часто информирует нас о том, что волнует жителей, иногда просит разобраться с жалобами, которые к нему таким образом поступают.



- Критики не боитесь?

- К критике готовы всегда, причём воспринимаем её совершенно адекватно. Власти нужно считаться с мнением населения и из критических замечаний делать определённые выводы. Невозможно во всём быть умным, надо прислушиваться к окружающим.

- Ещё в сентябре губернатор Самарской области Николай Меркушкин призвал при формировании областного бюджета отказаться от практики «брать деньги в долг». Можно ли Новокуйбышевску так же отказаться от заимствований?

- На мой взгляд, муниципальному образованию не желательно попадать в кредитную зависимость от коммерческих банков. Правда, предыдущая команда администрации, судя по всему, так не считала. Формируя дефицитный бюджет, она сознательно шла на то, чтобы в 2012 году оформлять дополнительные кредиты. Это существенная финансовая нагрузка, поскольку кредиты «бесплатными» не бывают. Нам уже пришлось перекредитоваться по тем обязательствам, которые муниципалитет взял на себя раньше. Нынешняя ситуация в городе, к сожалению, не позволяет вовсе отказаться от заимствований. В 2013 году нам необходимо «подтянуть ремешки», чётко выполнить расходную часть бюджета, и тогда в 2014 году можно будет погасить большую часть задолженности, а в 2015-м - полностью освободиться от долгового бремени.



- Что это мы всё о расходах, да о расходах. Есть ли какие-то новшества в формировании доходной части городской казны?

- Нет. В бюджет по-прежнему зачисляются доходы от земельного налога, налога на имущество граждан, единого налога на вменённый доход, частично - налога на доходы физических лиц. От всех налогов, собираемых в Новокуйбышевске, на территории округа остаётся менее трёх процентов. Таковы особенности современного законодательства. Конечно, пополнение казны идёт и из других источников, например - за счёт сдачи в аренду или продажи муниципального имущества. Серьёзной подпиткой для нас являются средства областных и федеральных целевых программ, откуда сейчас мы получаем в общей сложности примерно 500 миллионов рублей. Но всего этого недостаточно для полноценного развития городского хозяйства. К примеру, чтобы привести в порядок все наши дороги, требуется миллиард. Таких денег никто не даст, но это не значит, что мы должны опустить руки. Нужно выстраивать отношения с министерствами, налаживать контакты с представителями бизнес-сообщества. Так, у муниципалитета уже есть хороший опыт сотрудничества с компанией «Роснефть», которая инвестировала 200 миллионов рублей в реконструкцию дороги на улице Кирова. В будущем году мы должны решить вопрос по формированию доходов от муниципальных земель, которые у нас пока не разграничены. А вообще эффект от многих сегодняшних мероприятий мы получим только в 2014 году.



- Получается, вы пока действуете «вслепую»?

- Как сказать. Сейчас Новокуйбышевску надо войти в разные областные и федеральные программы, чтобы немедленно начать решать насущные вопросы. Так, в 2013 году в наших многоэтажках предстоит масштабная замена лифтов - примерно 20 штук. Во что бы то ни стало нужно попасть в программу модернизации лифтового хозяйства, поскольку собственных средств городу не хватит: стоимость одного лифта - примерно полтора миллиона рублей.



- Губернатор призвал муниципалитеты принять участие в разработке показателей эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления. Какие критерии оценки предложили бы вы?

- Главный критерий - удовлетворённость населения муниципальными услугами в разных сферах: здравоохранении, культуре, образовании, спорте, благоустройстве и так далее. Оценку эффективности работы администрации необходимо давать в сопоставлении с аналогичными показателями в других городах. Тогда это будет иметь практический смысл, мы будем точно знать, в чём уступаем соседям, и думать, как исправить недочёты. Вот наша делегация были в Альметьевске. Город выглядит прекрасно: чистые улицы, идеальные фасады. Это результат совместной работы властей Татарстана, руководства города, местных предпринимателей и обычных жителей. Там, например, каждую пятницу сотрудники всевозможных организаций, учреждений, предприятий - школ, больниц, магазинов - выходят на субботник и весь день занимаются уборкой закреплённых за ними территорий. Вообще опыт других городов может оказаться для нас очень полезным. Не надо стесняться учиться у других.



- Можно ли управлять городом так же, как промышленным предприятием?

- Можно, ведь законы экономики одинаковы для любой отрасли. Что такое НПЗ? До недавнего времени - это город в миниатюре со всем набором инфраструктуры - дороги, жилищный фонд, сады, детские лагеря отдыха, производство. Сегодня изменилось многое и законодательная база в том числе. Приходится много познавать, изучать, анализировать. Наша цель - совместно с жителями Новокуйбышевска сделать город таким же успешным и комфортным для проживания, как НПЗ, занимающий лидирующие позиции в промышленности России.

1 комментарий:

  1. Валентина Лукьянова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета10 декабря 2012 г., 16:11

    Можно ли городом управлять как заводом? Меня поразил ответ на этот вопрос в одном из интервью в вашей газете: да. Посмею не согласиться с этим утверждением. Во-первых, город – это не отрасль, как и предприятие, которое является субъектом какой-либо отрасли. Во-вторых, промышленное предприятие – это коммерческое образование, которое преследует цель: получение прибыли. Город – это муниципальное образование, цель которого – решать вопросы местного значения, чтобы удовлетворять потребности населения. То есть в основе деятельности муниципалитета – человек. В- третьих, завод - предприятие узкой специализации, например, нефтепереработки. В то время как город охватывает огромное количество вопросов и проблем, множество сфер. В-четвёртых, в муниципалитете предполагается демократический стиль управления: народ делегировал власти определённые полномочия. Предприятию же свойственен авторитарный стиль управления. В городе власть выбирается населением, на заводе руководство назначается. В-пятых, на заводе система управления не такая сложная, как в городе. В-шестых, в городе органы власти по большому счёту никто прямо не контролирует. В то время как на заводе руководство предприятия под контролем собственника, руководитель отвечает и рублём, и должностью, государство следит, чтобы на заводе своевременно выплачивалась зарплата, платились налоги, не загрязнялась окружающая среда, чтобы предприятие не было монополистом. По этим всем причинам ни в коем случае нельзя управлять одинаково и городом и предприятием.

    ОтветитьУдалить