среда, 6 марта 2013 г.

Осторожно, школа!

Кто бывал в школах на переменах, легко представит себе потоки детей, несущихся навстречу друг другу по лестницам и коридорам. Кого-то толкают, кто-то падает. Помню, в 10 классе моя одноклассница, упав в такой суматохе, ударилась об угол стены и сломала зуб.


Другая девочка сломала ногу на спортивной площадке: во время перемены школяры не придумали ничего лучше, чем ходить по бревну и сталкивать с него друг друга. Кстати, у девочки это был первый день в новой школе.

Такие примеры из школьной жизни, наверняка, вспомнит каждый. Далеко ходить не надо, есть вполне официальные данные. Так, в конце 2011 года «скорая» выезжала в школу №19, где ушибы получил 13-летний ученик, который то ли споткнулся, то ли поскользнулся, бегая по коридору на перемене. В состоянии средней тяжести его доставили в больницу. В прошлом году в январе в травмпункт обратился старшеклассник из школы №7. В раздевалке спортзала его ударил ногой в лицо семиклассник. В итоге - ушиб мягких тканей лица.

После этих случаев, кстати, прокуратура провела проверки в школах. Согласно закону «Об образовании» образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. А должностные лица несут ответственность за их несоблюдение.

Но только как бы ни старались должностные лица выполнять требования закона, а предотвратить нанесение травмы получится не всегда. Увы! Вот случай, произошедший недавно в одной из самарских школ. Ученица младших классов, выходя из школы, наклонилась завязать шнурок на ботинке. В этот момент на неё сзади прыгнула подружка-одноклассница. Шутка закончилась переломом позвоночника и больницей.

Школьные травмы. Насколько часто они случаются в нашем городе?

Оказывается, в общей структуре травматизма этот вид травм медики не выделяют, а значит и статистики по ним нет. Как правило, травмы делят на категории: уличные, бытовые, автодорожные и прочие. Видимо, школьные входят в «прочие».

Но некоторые выводы всё же сделать можно.

По словам заведующего травматологическим отделением Валерия Цымбалюка, школьных травм в городе не много, единичные случаи. И на протяжении последних пяти лет ситуация не меняется. У школьников, попадающих в отделение, в основном, бывают лёгкие повреждения, переломы ключиц, предплечий.

Там, где есть большое скопление детей, которые регулярно всей толпой переходят из кабинета в кабинет, торопятся, ведь перемены короткие, травматизма не избежать, считает главный педиатр города Светлана Мейлинг.

- Я бы не сказала, что причина травм в гиперподвижности школьников, - говорит она. - Скорее, наоборот. Дети сегодня малоподвижны, постоянно сидят за компьютером. Это плохо сказывается на их физическом состоянии, они становятся слабыми, неуклюжими. Вот и травмируются легко тогда, когда физически крепкий ребёнок максимум отделался бы синяком. Чаще всего травмы дети наносят по неосторожности. Характерные травмоопасные ситуации это вовсе не драки, а «бежали - толкнули - упал».


Комментарии:

Светлана Кизимирова, заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних - начальник отделения по делам несовершеннолетних отдела МВД России по городу Новокуйбышевску:
- По каждому случаю обращения школьников в травмпункт нам поступает информация, по которой проводится проверка и принимаются надлежащие меры. Вот был случай: в ходе обоюдной драки в школе на фоне личных неприязненных отношений один мальчик несколько раз ударил и потом преднамеренно толкнул другого, а тот сильно ударился о стену головой. Согласно статье 116 УК РФ (нанесение побоев) это серьёзное преступление, за которое, будь виновный старше шестнадцати лет, он понёс бы существенное наказание. Но так как разговор о тринадцатилетнем школьнике, то мы не можем привлечь его к уголовной ответственности. Поставим его на учёт, чтобы в дальнейшем проводить профилактическую работу. Информация о нём автоматически поступит в базу данных МВД. Также в обязательном порядке затребуем характеристику из школы с указанием участия родителей в воспитательном процессе. Если выяснится, что они ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, то это может грозить им привлечением к административной ответственности.

Другой пример. Мальчик ударил другого стеклянной бутылкой по голове. В ходе проверки выяснилось, что потерпевший сам спровоцировал удар, угрожая обидчику перочинным ножиком и всячески его оскорбляя. В этом случае мы поставим на учёт обоих детей.

В ходе проверок таких инцидентов мы в первую очередь выясняем факт существования умысла нанесения травмы. Каждый случай рассматривается на классных собраниях, обсуждаются также действия педагогов. Кто именно должен нести ответственность за жизнь и здоровье учеников, указано в уставе школы. Если мы видим, что действия учителя оказались недостаточными для предотвращения конфликта, то в учебное заведение отправляется представление на педагога. Школы всегда адекватно реагируют, своевременно принимая меры по устранению обстоятельств, способствующих нанесению травм детям, уведомляя об этом отдел полиции.


Сафия Круглова, заместитель директора по воспитательной работе школы №15:
- Поводов, из-за которых в детях просыпается агрессия к своим сверстникам, много. Их можно перечислять долго. Самые главные причины - это дефекты воспитания. Ребёнок не может словами высказать недовольство и поэтому лезет драться. Его не научили решать конфликты другими, более цивилизованными способами. Также поводом может быть самоутверждение: за счёт беззащитного и слабого человека, обидчик хочет показать своё превосходство. Поведение детей зависит от социальных условий, в которых они растут. Если ребёнка часто обижают или даже унижают дома, рано или поздно он начнёт вести себя так же с другими. И конечно, большую роль играет характер, который закладывается с рождения. Детям не нужны советы, им нужны примеры.

5 комментариев:

  1. Скоро моя дочка пойдёт в школу, и меня очень беспокоит проблема травматизма как в самой школе, так и вне её стен. Лично я считаю, что не только родители должны вести беседы с детьми на темы безопасности. Надо начинать готовить ребенка, ещё в дошкольных учреждениях и повторять об этом в школе, почаще.

    ОтветитьУдалить
  2. Никто ни за кого не отвечает, только мы родители, несём ответственность за своих детей. Везде! Даже там, где нас нет. Увы, но это печальный закон жизни.

    ОтветитьУдалить
  3. А меня добивает позиция некоторых родителей в отношении сада и школы. Например, они не занимаются воспитанием своего ребёнка дома, а спихивают всю ответственность на воспитателей и учителей, мол, я не смог с ним справится за эти несколько лет,получите его недовоспитанным, а по факту вообще невоспитанным. Вы его тут воспитайте как надо и не дай Бог если с моим чадом случится чего-то. Это же Ваша работа! Сами когда детьми займётесь, для чего вы их вообще тогда рожали!

    ОтветитьУдалить
  4. Нерадивая мать7 марта 2013 г., 12:47

    Я плохая мама. Со спокойной совестью оставляла сына в саду, а со второго класса он сам ходит в школу и в бассейн. Зато в возрасте трёх летна прогулке под моим неусыпным контролем ударился об карусель, запнувшись на ровном месте в нескольких шагах от меня. Возили в больницу и накладывали швы под общим наркозом. А из детского сада или школы ни одной царапины не принёс.

    ОтветитьУдалить
  5. Не уверен что дело в в одном только воспитании, такой пример - два брата, одни и те же родители. Один всем дерзит и делает, только то что хочет. Другой помогает родителем, тихий, спокойный, вдумчивый. Здесь мне кажется ещё дело в психологической расторможенности таким детям с психологом надо заниматься. А сколько таких расторможенных по школе бегает. Учителя просто физически с ними не совладают. Тут каждому ребёнку впору по педагогу прикреплять.

    ОтветитьУдалить