пятница, 27 мая 2011 г.

Ювенальный переполох

Волну протестов среди родительской общественности вызывает ювенальная юстиция.
Стоит в поисковике Интернета набрать этот термин, как появляется перечень сайтов, которые выступают против ЮЮ (так сокращённо часто именуют противники этот объект неприязни).
Несколько десятков групп только в одной чрезвычайно популярной социальной сети тоже посвящены неприятию «ювеналки». А законопроект о внесении изменений в Семейный кодекс иначе, как «об отбирании детей» его противники и не называют.

Чего же боятся родители?
Установления жёсткого контроля над семьёй под видом социальной помощи, введения обязательного уровня материального обеспечения, несоответствие которому повлечёт изъятие детей из семьи по бедности.
Затем - усиления уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми, под которым понимаются любые воспитательные меры, а также ограничения прав и свобод ребёнка.
Далее - проведения расследований на предмет установления вины родителей по любому синяку, полученному ребёнком.
Кроме того - введения «Единого детского телефона доверия», доносов на родителей, незаконного сбора информации о частной жизни каждой семьи, обучения детей их правам. И, наконец, введения системы принудительной вакцинации и сексуального просвещения. Насколько обоснованны эти опасения?

Омбудсмен считает
- Мне совершенно не понятно возмущение людей! – призналась уполномоченный по правам ребёнка в Новокуйбышевске Нина Нагорнова. – Новокуйбышевские родители, кстати, тоже уже выражали свой протест против введения ювенальной юстиции. Вот говорят об изъятии детей из семей из-за бедности. Но у нас этого никогда не было и не будет.
Говорят о законопроекте – я его пока не видела, на суд общественности он не выносился, предложения по его коррекции у нас не запрашивали. Думаю, в том виде, о котором говорят противники введения этого закона, он не должен быть принят.
Вообще, я понимаю ювенальную юстицию как особый подход к рассмотрению дел в судах по отношению к несовершеннолетним, совершившим правонарушение. А это и более грамотные судьи в работе с детьми, и работающие на законных основаниях при судах лицензированные психологи и социальные работники. На мой взгляд, нужно более глубоко разбираться в причинах преступлений, совершённых несовершеннолетними. Наказывать, безусловно, надо.
Но может быть, меры наказания для детей и подростков должны быть более мягкими, дающими шанс на исправление? Может быть, это должно быть направление их в трудовые мастерские, дальнейшая социализация, а не колония, которая может стать лишь началом криминального будущего?
Были вопросы у населения по поводу проекта «Детский адвокат». Все беседы в рамках проекта проводились на основе положений Конвенции о правах ребёнка, которую, кстати, ратифицировали более 150 стран мира, в том числе и Россия. Речь на занятиях шла о том, что у ребёнка наряду с правами есть и обязанности и куда ему обращаться в случаях проявления жестокости и насилия со стороны родителей или посторонних людей. Если же у родителей возникают вопросы по этому поводу – приглашаю всех на личный приём. Мой телефон 6-96-06.

Чем закончилась травля
Жестокое обращение грозит детям не только в семье, но и на улице. Порой, к сожалению, это случается и в школе.
На приёме у новокуйбышевского омбудсмена побывала женщина, вся в слезах, она не знала, что делать с дочкой, которая заявила, что не хочет идти в школу и даже не хочет жить.
Что же довело девочку до такого состояния?
Неприязнь одноклассников, которые устроили ей настоящую травлю, сделали жизнь невыносимой. Причём речь идёт не о старшеклассниках, а начальной школе - четвёртом классе!
Главной обидчицей выступала девочка, бывшая подружка, из обеспеченной семьи. А вот семья её жертвы похвастаться материальным достатком не могла. Сначала мама обратилась к классному руководителю, но педагог уладить конфликт не смогла.
Уполномоченный по правам ребёнка встретилась с учителем, руководством школы, с участниками конфликта.
В результате обидчица перешла в другую школу.

Мирят дети
Детская служба примирения - один из элементов ювенальных технологий. Она уже существует в порядке эксперимента в новокуйбышевской школе №9.
Здесь конфликты между детьми разрешают медиаторы – ученики, прошедшие специальное обучение.
В школе висит ящик, куда ребята могут бросать свои заявки с изложением сути конфликта и указанием сторон, то есть, послания не анонимные.
По словам директора школы №9 Галины Недбало, примерно за год существования службы поступило 10 заявок. Чаще всего они касались моральных оскорблений, задевших чувство собственного достоинства. Недоверие родителей, выявленное в ходе анкетирования, не оправдалось: дети смогли решить конфликт лучше, чем взрослые.
По словам директора, в целом в школе число конфликтов уменьшилось. А недавно здесь появился и свой уполномоченный по правам ребёнка, и к нему уже стали поступать первые обращения.

Воспитание насмарку
К нам в редакцию позвонила бабушка, представившаяся Антониной Ивановной. Вот что она рассказала:
«Нашей внучке исполнилось 10 лет. Мы в семье старались воспитывать её трудолюбивой, приучали, чтобы она помогала дома мыть посуду, убираться в квартире. Это, между прочим, стоило больших трудов! Но всё пошло насмарку.
Осенью прошлого года их класс три раза сводили на какие-то занятия. И сразу после них внучку стало невозможно заставить что-то сделать. Она тут же заявляла: «Я имею право не подчиняться вам! А вы не имеете права заставлять и повышать на меня голос!»
Скажите, кто и зачем такое внушает нашим детям? Я не уверена, что это делается с добрыми намерениями. И почему на такие занятия детей водят без разрешения родителей?».

4 комментария:

  1. Обозреватель27 мая 2011 г. в 11:41

    Ювенальная юстиция – понятие неоднозначное. С одной стороны, детям нужна и защита, и особый подход, с другой стороны нельзя исключить перегибов. В качестве примера берутся западные технологии. Но и за рубежом опыт противоречивый. Сколько случаев «отбирания детей»! Например, в Финляндии: из семьи россиянки и финна органы соцопеки изъяли 7-летнего сына и поместили в приют только за то, что он где-то сказал о возможности уехать в Россию. Или: в этой же стране у россиянки отобрали дочь за то, что она не покормила девочку изюмом в шоколаде. Ребёнок пожаловался на мать в социальную службу, и после первого же звонка девочку забрали в приют. Да что зарубежье! Подобные истории появились и в России. Во Владимире у семьи Галактионовых отобрали двоих детей из-за маленькой жилплощади. В Тольятти наряд милиции пришёл домой к журналистке Галине Дмитриевой и забрал её двоих детей. Это произошло сразу после выхода её статьи с описанием жизни рабочих на кризисном «АвтоВАЗе». Причём это происходит и без внесения изменений в Семейный кодекс и принятия новых законов. В общем, вопрос о введении ювенальной юстиции открытый.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Александровна31 мая 2011 г. в 16:23

    у нас на работе сотрудница собирала подписи против этого законопроекта и больше всего её волновало то, что могут отбирать детей из-за низкого материального положения.

    ОтветитьУдалить
  3. Довольно странный и не совсем понятный закон. Не возникнет ли ситуации, что дети просто станут "мстить" родителям за простейшее наказание?! А соответствующиее службы быстренько соорентируются и прийдут к родиттелям.

    ОтветитьУдалить
  4. Елизавета Кулагина8 июня 2011 г. в 13:00

    Не так страшен черт как его малюют. Не выгодно государству отбирать детей и кормить их за свой счет. А вот что этот закон можно будет применить как средство давления на человека это вероятней всего, ведь дети -самое уязвимое место для родителей.

    ОтветитьУдалить